Тройной негативный рак груди составляет около 10–20% всех случаев рака молочной железы. Новые методы лечения рака груди в Израиле дают высокие шансы на выздоровление, онкопластика молочной железы восстанавливает пациенткам нормальный внешний вид. Рак груди принимает разные формы. Он может быть положительным или отрицательным по рецептору гормона, в зависимости от того, имеют ли онкоклетки рецепторы эстрогена или прогестерона. Злокачественные клетки молочной железы также могут быть положительными или отрицательными в отношении белка эпидермального фактора роста человека HER2.
Тройной негативный рак молочной железы встречается в 10–20% случаев рака груди, а его онкоклетки отрицательны по гормонам и белку HER2. Другими словами, онкоклетки не имеют рецепторов для эстрогена, прогестерона и белок HER2. Отсутствие рецепторов на онкоклетках затрудняет лечение рака молочной железы, поскольку методы, нацеленные на рецепторы, неэффективны. Злокачественные опухоли тройного негативного рака молочной железы растут быстрее, чем другие виды рака груди и у них более высокая частота рецидивов.
Тройной отрицательный рак груди более чувствителен к иммунотерапии, чем другие формы рака молочной железы. Иммунотерапия помогает иммунной системе находить онкоклетки и атаковать их. Для иммунотерапии тройного отрицательного рака груди израильские онкологи часто используют Атезолизумаб, а на ранней стадии онкозаболевания показал себя многообещающим Пембролизумаб. Конъюгаты антител также эффективны в борьбе с раком, они содержат антитело, связанное с низкомолекулярным лекарственным средством, токсичным для опухолевой клетки. Конъюгат антитело — лекарственное средство доставляет молекулу в опухоль, где прикрепляется к онкоклеткам. Эти молекулы помогают химиотерапии лучше воздействовать на злокачественные клетки.
Отсутствие целевых рецепторов означает, что некоторые методы лечения других форм рака молочной железы неэффективны при тройном негативном раке груди. В отличие от других видов рака молочной железы, у которых есть рецепторы гормонов, такие как HER2, опухоли тройной негативной формы тяжелее лечить. Курс лечения сейчас включает иммунотерапевтические препараты, которые могут назначаться до и после операции, а также во время рецидива.
Химиотерапия с использованием препаратов на основе платины, широко используется при лечении тройного отрицательного рака груди из-за ее эффективности, однако серьезные побочные эффекты ограничивают ее применение. По статистике, из общего количества пациенток, только около 40% онкобольных могут получать комбинацию иммунотерапии и химиотерапии. Эффективно использование препарата Троделви Сацитузумаб Говитекан, конъюгат-антитело, который показал многообещающие результаты. Тройной отрицательный рак груди излечим, если онколог диагностирует его на первых трех стадиях, однако способности вылечить тройной отрицательный рак груди препятствуют рецидивы или метастазы в лимфатические узлы.
В Москве или Санкт Петербурге перспективы выжить для пациенток с локализованным тройным негативным раком груди в течение 5-летнего периода относительно хорошие. Около 91% женщин благополучно живут до 5-лет. Если рак распространяется на близлежащие ткани или лимфатические узлы, 5-летняя выживаемость снижается до 65%. Если опухоль метастазирует на другие органы или ткани, показатель снижается до 12%. Эти цифры основаны на данных о людях, которые лечились в прошлом. Новые методы лечения рака молочной железы в Израиле кардинально изменили результат выживания и выздоровления — большинство онкобольных даже при самой агрессивной опухоли живы более чем через 10 или 15 лет. С помощью новых типов иммунотерапии в Израиле иногда можно вылечить рак и на 4 стадии.
Исследователи за рубежом обнаружили, что один из чувствительных к кислороду ферментов может быть мишенью для лечения тройного негативного рака молочной железы. Это дает надежду на выздоровление тем пациенткам, у которых мало эффективных вариантов лечения онкологии груди и которые часто сталкиваются с плохим прогнозом.
Тройной негативный рак молочной железы — так называется, потому что в его онкоклетках отсутствуют рецепторы эстрогена, рецепторы прогестерона и сверхэкспрессия стимулирующего рост белка HER2. Тройной негативный рак молочной железы составляет всего 15-20 процентов всех случаев злокачественных опухолей груди, но является самым смертоносным из всех видов рака молочной железы, с пятилетним выживаемость 77 процентов по сравнению с 93 процентами для других онкотипов.
В отличие от других видов злокачественных опухолей груди с гормональными рецепторами или HER2-позитивными, для тройного негативного рака молочной железы нет целевого лечения за рубежом: предлагается хирургическое удаление опухоли, химиотерапия и облучение, которые хоть и эффективны, но могут нанести вред здоровым тканям в отличии от целевой биотерапии аналогичной Троделви Сацитузумаб Говитекан.
В поиске эффективной биотерапии тройного негативного рака молочной железы исследователи сосредоточились на 2-оксоглутарат (2OG) -зависимых ферментах, которые функционируют как сенсоры кислорода в клетках. Чтобы определить их роль в онкоклетках, ученые использовали библиотеку коротких интерферирующих РНК — фрагментов генетического материала, которые могут отключить экспрессию определенных генов — чтобы индивидуально отключить каждого члена 2-OG-зависимой семьи в тройном негативном РМЖ и здоровых клетках молочной железы.
Ученые выбрали специфическую 2-OG-зависимую гамма-бутиробетаин-гидроксилазу 1 (BBOX1), которая, как известно, способствует клеточному синтезу карнитина, молекулы, которая играет ключевую роль в энергетическом обмене. Когда исследователи отключили ген, ответственный за продуцирование BBOX1, клетки тройного негативного рака молочной железы прекратили делиться и в конечном итоге умерли, хотя отключение этого гена в клеточных линиях здоровых молочных желез не имело никакого эффекта.
Избыточная экспрессия гена для гамма-бутиробетаин-гидроксилазу 1 (BBOX1) вызывала дикую пролиферацию клеточных линий тройного негативного рака молочной железы. Дальнейшие исследования показали, что фермент оказался ключевым для выживания и роста клеток тройного негативного РМЖ. Чтобы выяснить, как BBOX1 оказывает этот эффект, ученые искали, с какими белками этот фермент взаимодействует в клетках.
Эксперименты показали, что BBOX1 уникально связывается с белком под названием IP3R3, который ранее был связан с другими злокачественными опухолями. Белок IP3R3 важен для того, чтобы помочь митохондриям — органеллам, которые служат клеточными фабриками энергии — извлекать энергию из сахара. Связываясь с этим белком, BBOX1 останавливает его деградацию, давая клеткам тройного негативного РМЖ энергию, необходимую им для роста и метастазирования.
Устранение BBOX1 может потенциально остановить тройной негативный РМЖ. Исследователи продемонстрировали, что выключение гена BBOX1 в онкоклетках тройного негативного типа останавливало рост первичной опухоли груди с последующим ее уменьшением. Ингибиторы гена BBOX1 эффективно лечат рак молочной железы тройного негативного типа без какого либо отрицательного воздействия на нормальную ткань молочной железы или токсичности на организм в целом.
Хотя некоторые из онкопрепаратов еще находятся в стадии разработки, есть лекарства, которые уже используют в некоторых европейских странах для увеличения содержания кислорода в тканях при лечении ишемической болезни сердца. По мнению экспертов ингибиторы BBOX1 могут в ближайшем будущем стать целевым лечением тройного негативного рака молочной железы — новым мощным оружием в арсенале онкологов.